Учения Дзогчен связаны с передачей, держателем которой
является Учитель. Передача имеет решающее значение для развития знания и
реализации учеников.
Когда мастер Дзогчен учит, то он передает состояние знания
посредством трех типов передачи: устной, символической и прямой.
Человек состоит из тела, речи и ума в одно и то же время, и
поэтому именно эти три вида передачи используются Учителем, чтобы сообщить
состояние знания.
Устная передача включает в себя как объяснения Учителя,
направленные на то, чтобы дать ученикам понимание природы изначального
состояния, так и методы практики, дающие возможность приобщиться к знанию
состояния.
Символическая передача происходит как через символические
предметы, например зеркало или кристалл, которые мастер показывает ученику,
чтобы передать знание изначального состояния, так и через рассказы, притчи и
загадки.
Прямая передача осуществляется посредством объединения состояния
Учителя с состоянием ученика.
Значение передачи состоит не только в том, чтобы дать
введение в состояние знания, его функцией является доведение передачи до
созревания вплоть до достижения реализации. Поэтому Учителя и ученика связывают
очень близкие отношения. В Дзогчене мастер не является чем-то вроде друга,
который помогает и сотрудничает с учеником, скорее сам Учитель и есть путь.
Потому что практика созерцания осуществляется благодаря объединению состояния
ученика и состояния Учителя. Учитель для ученика является вратами к знанию, и
его передача всегда присутствует в жизни практикующего. Можно получать учения
от различных мастеров безо всяких ограничений, но обычно есть один особый
Учитель, который является причиной пробуждения состояния знания в данном
человеке, и этот мастер называется Коренным Учителем.
Реализация — это вовсе не то, что может быть кем-то создано,
она не зависит от чьих-то действий и усилий. Стать реализованным по существу
означает, что преодолены временные препятствия, и в этом направлении передача
от вашего Учителя приносит огромную помощь. В Дзогчен путь к преодолению
препятствий может быть очень быстрым, потому что благодаря передаче вы можете
легко получить состояние созерцания.
Практикующий, только начавший пытаться найти состояние
присутствия среди путаницы всех своих мыслей, подобен слепому, пытающемуся
вдеть нитку в иголку. Учителя можно сравнить со зрячим, который помогает этому
человеку держать руки ближе к тому месту, где им надо быть. Когда слепому
удастся вдеть нитку в иголку, то к нему как бы возвращается зрение. Таков
момент, когда вы узнаете изначальное состояние и входите в него благодаря
передаче.
Из книги Намкая Норбу Ринпоче "Дзогчен —
самосовершенное состояние".