Эта краткая биография была
первоначально опубликована во втором издании книги
Намкая Норбу Ринпоче
"Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета" на
тибетском языке, которую выпустила информационная служба Его Святейшества
Далай-ламы.
Намкай Норбу Ринпоче родился в
деревне Геуг, в районе Дерге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого
месяца года Земли-Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из
благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области,
его мать звали Еше Чодрон.
Когда Намкаю Норбу Ринпоче было
два года, Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем
воплощение Адзома Другпа. Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче -
Жамьянга Кенце Вангпо (1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче. Оба
знаменитых Учителя были лидерами Римэ - внесектарного движения в Восточном
Тибете в девятнадцатом веке. Адзом Другпа получал передачу наставлений от
своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула
Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по
Цалунг. Затем Адзом Другпа стал тертоном - открывателем скрытых Учений Терма,
имея видения и указания от самого Всеведающего Жигме Лингпа. В то время ему
было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и
стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая
Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем
Дзогчен.
Когда Намкаю Норбу Ринпоче было
восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем
воплощение ума Нгаванг Намгьял Лхобруг Шабдун Ринпоче (1594-1651гг.). Этот
Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо
(1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан.
Вплоть до начала XX
века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями
Бутана.
Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче
получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати
лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты,
Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком
Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил
тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а
также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался
светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и
коренной текст по логике Сакья Пандиты. Затем со своим дядей Тогдэн
Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и
Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа
Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен
Ньинтиг. В 1951 году, когда Намкаю Норбу
Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину,
жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и
принять от нее посвящение. Эта женщина-Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон
(1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема
Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто
тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в
созерцании. Намкай Норбу Ринпоче принял от нее, в частности, передачу Учений
Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является
созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума,
такие как практика Львиноголовой Дакини - Симхамукхи.
В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче
был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя
тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном
Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого
Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы,
Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу
Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.
Вернувшись в семнадцать лет
домой, в Дерге, и следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу
со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в
уединенной долине к востоку от Дерге. Чжангчуб Дорже был родом из области
Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема
Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935 гг.) - знаменитого Учителя Дзогчен школы
Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении
Дзогчен - Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в
своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя
всем необходимым и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь. От
Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных
разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель
ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял
также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая
Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.
После этого Намкай Норбу Ринпоче
отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан.
Вернувшись на родину, в Дерге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и
лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до
Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он
работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного
Департамента Развития Сиккима. В 1960 году, когда ему было двадцать два года,
Намкай Норбу Ринпоче поехал в Италию по приглашению профессора Джузеппе Туччи и
на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался
исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока.
Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи
и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.
С 1964 года Намкай Норбу Ринпоче преподавал
тибетский язык и историю тибетской культуры в Институте Востоковедения
Университета Неаполя, где в качестве профессора возглавлял кафедру тибетского и
монгольского языков и литературы. Он провел обширное изучение исторических
корней тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные письменные
источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году Намкай Норбу Ринпоче
собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в
Венеции.
С середины семидесятых Намкай
Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких студентов
из Италии. Растущий интерес к этим учениям убедил его еще более посвятить себя
этой деятельности. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен-общину
в Арчидоссо в Тоскании, позже основав и другие центры в различных частях
Европы, России, США, Южной Америки и Австралии. После выхода в 1994 году на
пенсию Намкай Норбу Ринпоче активно путешествует по разным странам, передавая
учение Дзогчен, а также посвящает себя сохранению тебетской культуры.
Намкай Норбу Ринпоче женат, имеет
двоих детей. Большинство его учеников также ведут обычную мирскую жизнь.