Три раздела учений Дзогчен

    Манджушримитра, главный ученик Гараба Дордже, разделил все переданные Гарабом Дордже учения в соответствии его Трем заветам на три раздела Дзогчен:
  • Сэмдэ, раздел бодхичитты, или "природы ума", изначального состояния;
  • Лонгдэ, раздел изначального пространства;
  • Мэннангдэ, раздел "тайных наставлений", или упадеша.
    Отправной точкой служит принцип прямого ознакомления, который содержится в первом их трех утверждений. Учитель знакомит ученика с природой ума, то есть с состоянием изначальной бодхичитты, а последний должен распознать или "обнаружить" это соостояние непосредственным, нерассудочным образом. Учения, которые объясняют смысл изначального состояния и содержат наставления, позволяющие его распознать, преимущественно содержаться в разделе Сэмдэ.

    Распознав свое состояние, необходимо устранить все сомнения по его поводу, не просто интеллектуально, но, скорее, на опыте: мгновенное чистое присутствие или узнавание, называемое ригпа, должно созреть и стать более устойчивым благодаря разнообразным методам Лонгдэ, связанным с особыми переживаниями созерцания.

    В итоге, цель практикующего - соединить это состояние знания со любой повседневной деятельностью и развить данную способность до точки, когда энергия физического тела объединяется с энергией внешнего мира. Такова цель третьего, и заключительного, раздела Мэннагдэ, где высшее достижение состоит в проявлении "радужного тела" - полном поглощении материальных элементов в чистую энергию и светоносную сущность изначального состояния.

    Но не следует думать, будто практика Дзогчен обязательно должна начинаться с Сэмдэ и заканчиваться Мэннагдэ: полное просветление может быть достигнуто путем практики даже одного из трех разделов в силу того, что каждый из них является самодостаточным путем. Это просто вопрос понимания того, на которой из сторон в одном разделе делается большее ударение, чем в другом, и знания того, как вступить на путь, который будет наиболее полезен при тех или иных личных способностях.

Comments