Дзогчен Дзогчен означает “Великое совершенство”, то есть просто наше состояние изначальной потенциальности, как оно есть на самом деле. Метод вхождения в знание Дзогчен и обнаружения нашего истинного состояния называется “учение Дзогчен”. Знание Дзогчен восходит к древнейшим временам, но в нашу эпоху его впервые передал Гараб Дордже спустя несколько столетий после появления Будды Шакьямуни. Учение Дзогчен передавалось из века в век: учителя применяли этот метод и учили ему своих последователей, продолжая линию передачи непрерывно вплоть до наших дней. Передача знания от учителя к ученику может быть устной, символической или прямой. Особенность учения Дзогчен — это прямая передача или «прямое ознакомление», в котором учитель и ученик посредством разных переживаний, связанных с телом, речью или умом, находятся в один и тот же миг в изначальном состоянии. Таким образом, благодаря силе передачи, ученик может обнаружить собственное истинное состояние. Учение Дзогчен содержит множество методов, как достичь своего изначального состояния, прямо войдя в недвойственное созерцание, и постоянно в нем пребывать вплоть до обретения Полной Реализации. Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчен. Говорят, что практикующий Дзогчен медитирует без медитации, и это не просто игра слов. Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент. В Дзогчене практикуются различные методы использования энергии, но они не опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед нашими глазами появляется кармическое видение нашей комнаты – и то и другое рассматривается как часть нашей ясности. Находимся ли мы в спокойном состоянии, или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под самоосвобождением. Поскольку Дзогчен – это путь самоосвобождения, а не преображения, визуализация в нём не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любой традиции. Очень важно, чтобы Учение стало живым знанием в нашей повседневной деятельности. Знание нашего изначального состояния – сущность практики, и, кроме этого, ничего особенного не надо делать. Любой человек может прекрасно практиковать Дзогчен, не отказываясь от своей роли в обществе, потому что Дзогчен изменяет людей не извне. Он пробуждает их изнутри. Мастер Дзогчена просит только одного — наблюдать себя, обрести осознавание, требуемое для применения Учения в повседневной жизни. |